Рассказ-рефлексия
Ошалевший от счастья Яр начал названивать мне на работу сразу как пришел домой из детсада. «Какая же игрушка из шести тебе нравится больше всего?» - спрашивала его я. Он отвечал туманно: «В магазине выберу». Наконец я приехала домой, взяла Яра, акционный альбом с наклейками и мы пошли за плюшевым супергероем.
Тут надо пояснить, что весь прошедший месяц Яр обязал всю семью покупать продукты в определенном магазине. Потому что там за определенную сумму выдавалась наклейка. Эти наклейки собирались и клеились в определенный альбом. Собрав 50 штук можно было выбрать одну плюшевую игрушку. Игрушки – тот или иной овощ или фрукт с глазками, ручками, ножками и бумажкой, на которой это создание нарисовано в образе супер-героя. В общем, с точки зрения взрослого – абсолютная фигня. С точки зрения ребенка – самая нужная в мире игрушка. Мы не очень сопротивлялись стремлению Яра собрать 50 наклеек просто в силу того, что это сетевой магазин в шаговой доступности и возле дома, и возле работы. То есть, мне все равно в какой магазин идти, а ребенку каждый день радость: +1 наклейка в альбом.
В итоге в воскресенье вечером наступил момент, когда все 50 наклеек были собраны. В понедельник вечером Яр звонил мне каждые 30 минут и спрашивал: «Мам, ну что, ты уже подъезжаешь?» Пойти с братом он не мог. Во-первых, потому что брат заболел, а во-вторых, потому что это очень не просто – дать Яру выбрать и не сойти с ума. Даже я не всегда могу сохранять хладнокровие.
Придя в магазин Яр завис возле ящика с игрушками. Он их разглядывал. Трогал. Щупал. Перебирал. Разглядывал рисунки на ярлыках. Объяснял взрослым, заинтересовавшимся игрушками, условия акции. Но выбор сделать не мог. Наконец он определился: горох!
И вот тут я сплоховала. Надо было улыбнуться и сказать: «Он такой милый! Мне очень нравится твой выбор! Пойдем же поскорее на кассу!»
Вместо этого я спросила: «Ты уверен?»
Я пожалела о своей реакции сразу же. Яр засомневался. Мои попытки спасти ситуацию лишь усугубили его сомнения. Он впал в ступор. У него не было критерия, который бы помог ему определиться и отстоять свое мнение. Ведь мама подвергла его выбор сомнению! Если мама не уверена в том, что это хороший выбор – как он может быть в этом уверен?
Мы еще долго обсуждали с ним, какую же игрушку выбрать. Я старалась не давить. Я уже была согласна на горох! Но он уже не был согласен на горох. Ему уже нужна была не просто игрушка, а аргументированный выбор. Наконец он выбрал Яблоко. Потому что оно было последнее в ящике. «Это значит, что у других деток уже есть Яблоко, а у меня – нет. Оно – последнее. Если я его сейчас не возьму – то у меня Яблока не будет. А у других – будет. А Горохов еще шесть. Мы еще успеем собрать новые наклейки», - заявил Яр. Мои вялые протесты, мол, зачем тебе игрушка, которая есть у всех, поддержки не нашли. У него было Аргументированное Мнение. Он принял решение.
Теперь счастливый Яр спит с супер-героем Яблоко, носит его в садик и собирает наклейки, чтобы заполучить еще и супер-героя Горох. А я раздумываю на тему, как родительские реакции влияют на выбор, который делают дети…
Я не знаю, была ли я права в этой ситуации. С одной стороны, моя реакция побудила его принять аргументированное решение. С другой стороны – аргументированное решение еще не значит правильное. Ведь супер-герой Горох сделал бы его не менее счастливым. А правильная реакция мамы – уверенным в своем выборе…
И да, есть еще третья сторона вопроса. Отрефлексировав всю эту ситуацию, я словно увидела себя в проекции. Множество раз я принимала первое спонтанное решение. Которое затем меняла под давлением собственных аргументов. Абсурдность этого умственного упражнения была особенно очевидна во время экзаменов, когда я сначала хотела взять один билет, а затем обязательно (!) меняла решение и тянула другой. При том, что к экзаменам была готова и номер билета роли не играл. Долгое время я считала это своим личным «заскоком» пока не начала читать книги о работе мозга. Первое, эмоциональное и спонтанное решение – это результат работы правого полушария. Аргументированное и логическое решение принимает левое полушарие. Люди, у которых одно из полушарий ведущее - принимают решение одним из указанных способов и с трудом переключаются на другой.
Амбидекстеры вроде нас с Яром – очень легко «прыгают» с одного полушария на другое. Отсюда и эта двойственность в принятии решения. И неуверенность в правильности. Ведь фактически амбидекстер принимает ДВА решения. Одно – эмоциональное. Второе – логичное. Хорошо, когда они совпадают. Или когда можно как в ситуации с Яром – выполнить оба. Но ведь это происходит не всегда. И выбирая одно из двух я всегда помню, что мне пришлось отказаться от второго…
